Наука и религия
Правомочность использования принципа "Consensus patrum" в решении естественнонаучных вопросов.
Прот. Роман Братчик. Кнспект доклада на Знаменских чтениях – 2013 г.
........................................................................................................................................
Определение.
Консенсус = согласие, патрум = отцов. Итак, мы имеем согласие отцов.
Каких?
Отцы Церкви (греч. Εκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы) — титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. - Википедия
Киприан Карфагенский †258 – середина третьего века.
Антоний Великий (Египетский) †356
Иларий Пиктавийский †367
Ефрем Сирин †373
Афанасий Великий (Александрийский) †373
Кирилл Иерусалимский †386
Макарий Великий †391
Григорий Нисский †ок. 394
Амвросий Медиоланский †397
Епифаний Кипрский †403
Иероним Стридонский †420
Аврелий Августин †430
Кирилл Александрийский †444
Исидор Пелусиотский †ок. 449
Григорий Великий †604
Максим Исповедник †662
Исидор Севильский †636
Исаак Сирин †ок. 700
Иоанн Дамаскин †753 - середина восьмого века
Итак, Отцы церкви трудились в период 258 – 753 гг. Это означает, что время жизни и трудов даже последних Отцов церкви более чем на ТЫСЯЧУ лет предваряет развитие НАУКИ в ее современном понимании. А ранних – так и на все 1.5 тысячи лет.
Многие привыкли говорить о "Святых Отцах" так, будто бы речь шла о группе лиц, работавших коллективно и писавших одно и то же. Между тем, Отцы Церкви - это люди, жившие в разные эпохи, писавшие исходя из разного культурно-исторического и церковно-богословского контекста, нередко вступавшие в спор друг с другом. - Епископ Венский и Австрийский ИЛАРИОН
Поэтому СОГЛАСИЕ ОТЦОВ подразумевает, прежде всего, их согласие в вопросах, прежде всего, вероучительных - ТРИАДОЛОГИИ, ХРИСТОЛОГИИ, ЭСХАТОЛОГИИ…. но НЕ биологии, геологии, космологии и других естественнонаучных дисциплин, которых, к тому же, и не было во времена святых отцов.
«Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии». – Ломоносов Михаил Васильевич.
Почему же возникает необходимость обратиться к данной теме? Есть ряд вопросов, к разрешению которых Наука приступила совсем недавно – всего, примерно, 150 лет назад.
- В 1837 г. впервые были осуществлены надежные измерения годичного параллакса ближайших звезд. Русский астроном Василий Яковлевич Струве провел эти измерения для ярчайшей звезды Северного полушария Веги (альфа Лиры). Почти одновременно в других странах определили параллаксы еще двух звезд. Эти данные подтвердили поступательное движение Земли по орбите вокруг Солнца.
- В 1851 году впервые было экспериментально показано, что Земля – это вращающееся вокруг своей оси тело, что собственно и объясняет суточную смену дня и ночи. Знаменитый маятник Фуко!
Так что даже Галилей (дата смерти – 1642 год) за двести лет до того не имел достоверных доказательств вращения Земли вокруг собственной оси и ее движения вокруг Солнца. Была в его время только обоснованная ГИПОТЕЗА. Надо отметить и то, что ВСЕ Отцы церкви придерживались геоцентрической модели, и в Священном Писании также отражена эта точка зрения на данный вопрос. Но, наверное, ни кому, пребывающему в здравом уме, не придет в голову в наше время утверждать, что Солнце совершает свой суточный бег вокруг Земли, равно как и все звезды и планеты, которые мы видим не небосводе. Пожалуй, это наиболее яркий пример того, что ссылка на авторитет Отцов церкви и текст Священного Писания неуместна в определении истинности или неистинности результатов работы ученых в своих областях.
И, что важно отметить, принятие Гелиоцентрической картины мира ни как не нарушило нашей веры!
Однако есть пока несколько естественнонаучных вопросов, результаты решения которых средствами науки в наше время еще не принимаются многими верующими на основании того, что буквальное понимание текста Священного Писания и Консенсус патрум – Согласие отцов противоречат данным научных исследований.
Что же это за вопросы?
Во-первых, какова продолжительность существования Земли, Космоса? Расхождения настолько велики: 7.5 тыс. лет (одинаково для Земли и Вселенной) с одной стороны и 4.5 млрд. лет для Земли и 14 млрд. лет для нашей Вселенной, с другой - что невозможно, по крайней мере, пока найти ту точку зрения, с которой оба результата были бы приемлемыми.
- Идею радиоизотопного датирования предложил Эрнест Резерфорд в 1905 году, через 9 лет после открытия радиоактивности Анри Беккерелем. Уже через 2 года, в 1907, Бертрам Болтвуд (Bertram Boltwood), радиохимик из Йельского университета, опубликовал первые определения возраста некоторых геологических образцов. В настоящее время – двухтысячные годы, - точность измерения достигает величин менее 1 %.
- Благодаря стремительному развитию техники наблюдений менялись представления о Вселенной. В настоящее время известно, что Млечный Путь является лишь одной из сотен миллиардов галактик в видимой расширяющейся Вселенной,
То есть мы живем совсем не в том мире, в котором жили отцы и тем более современники появления книг Священного Писания.
Во-вторых, вопрос происхождения жизни вообще и той формы, в которой мы ее наблюдаем ныне. Буквальное прочтение Священного Писания и мнение Отцов говорит о нескольких днях творения и неизменности сотворенных форм. Научные данные свидетельствуют о гораздо более продолжительном времени формирование форм живых организмов путем преобразования одних форм в другие, т.е. о наличии эволюции на базе наследственной изменчивости всех организмов и необходимости приспособления к условиям окружающей среды (или приспособишься, или вымрешь!)
И, наконец, пожалуй, самый болезненный вопрос – это вопрос происхождения Человека. Ответ Науки касающийся, естественно, только материальной составляющей Человека гласит (для некоторых - почти, как приговор): Человек произошел от неких далеких предков, общих для Человека и человекообразных приматов в результате эволюции. Текст Священного Писания и мнения Отцов всем, надеюсь, известны – непосредственно из персти, т.е. из земли, глины…
- При жизни Дарвина не было ни одной находки промежуточных форм между человеком и приматами. Сейчас их около 40! И обнаруживаются все новые и новые промежуточные формы.
Поскольку ссылка на Отцов потрудившихся 1000 лет назад и более неуместна, и даже может порой вызвать улыбку, возникает ВОПРОС к современным богословам:
Возможно ли такое толкование Священного Писания, которое позволит сохранить традиционные представления по вероисповедным вопросам и одновременно принять без ущерба для ВЕРЫ современные научные данные.
С учетом того, что мир стремительно меняется, и роль науки всемерно возрастает, необходимо как можно скорее решать задачи предъявляемые временем. Если на одном уроке школьнику говорят о миллиардах лет, а на следующем (ОПК) – 7.5 тысяч, если на одном говорят об эволюции и приводят доказательства, а на другом сообщают о 6-дневном творении, у ребенка, школьника это может вызвать информационное несварение. Отвергнуть науку он, скорее всего, не сможет, постоянно пользуясь ее достижениями. Так что, наиболее вероятно, что он начнет дистанцироваться по отношению к Церкви.
Спасибо за внимание.
Комментарии