О Таинстве Крещения. Часть 2

Крещение

Крещение

О Таинстве Крещения. Часть 2

Освящение воды

Практика Древней Церкви требовала освящения воды перед погру­жением в нее крещаемых. Она прослеживается как явление церковной жизни со II—III веков.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, писал, что «вода должна быть прежде освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого».48

В жизнеописании святой мученицы Пелагии (III век) повествуется о крещении ее епископом Калионом. «Епископ, подняв к небу руки, начал молиться. Вдруг внезапно истек пред ним из земли источник воды живой. Увидев такое чудо, епископ прославил Бога, но был смущен тем, что стыдился крестить Пелагию обнаженной. После его второй молитвы Пелагия увидела двух светоносных юношей, стоящих у источника и дер­жащих в руках своих светлые покрывала. Тогда епископ освятил воду, произнеся над нею такую молитву: «Царь всей твари, творящий Ангелами своими духов, служителями Своими — огнь пылающий, сделай меня достойным принести Тебе духовную жертву — эту девицу, которую Ты мне послал. Причти ее к лику избранных Твоих, дабы в день Царствия Твоего и она с пятью мудрыми девами вошла в чертог Христа Твоего с возжженными светильниками». Совершив молитву, епископ сподобил свя­того Крещения блаженную Пелагию во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и причастил частицей Тела Христова.

В житии святителя Василия великого (IV век) говорится о его Крещении. «Купив себе белые одежды, какие требовалось иметь прини­мающим Крещение, Василий отправился в Иерусалим, где просил епи­скопа Иерусалимского Максима крестить его в Иордане. На берегу реки Василий пал на землю и со слезами молил Бога, чтобы Он явил ему ка­кое-либо знамение для укрепления веры. Потом, с трепетом встав, он снял свои одежды, а вместе с ними «отложил ветхого человека» (Еф. 4, 32) и, войдя в воду, молился. Когда святитель подошел, чтобы окрестить его, внезапно спала на них огненная молния, и вышедший из той молнии голубь погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо... При­няв Крещение, Василий вышел из воды, и епископ, дивясь его любви к Богу, облек его в одежду Христова воскресения, совершая при сем мо­литву. Потом помазал его миром и причастил Божественных Даров».

Обычай освящать воду для Таинства Крещения из греческой Церкви перешел в Русскую. Памятники XI—XII веков говорят, что «вода Крещения осенялась крестным знамением».51 Кроме этого произно­силась мирная ектения и читалась молитва на освящение воды.

Памятники XIV века указывают, что в чине Крещения великая ек­тения имела только два прошения об освящении воды и два о крещаемом. В XV веке добавился обычай перед началом чина Крещения кадить воду и трижды благословлять ее свечой. Великая ектения продолжала оставаться в сокращенном виде. При троекратном произнесении слов «Велий еси, Господи...» священник трижды благословлял воду. При словах «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы» он, согласно с позднейшей греческой практикой, только дул на воду и благословлял ее, но не погружал в нее перстов.

В XVI веке перед началом Крещения священник также совершал каждение вокруг купели, затем, взяв в руки зажженную свечу, трижды благословлял ею воду и потом уже произносил возглас: «Благословенно Царство...» Иногда подобное же благословение воды горящей свечой со­вершалось священником после слов «о еже святитеся воде сей силою...», а иногда при словах молитвы «Да сокрушатся под знаменем образа Креста Твоего».   Великая ектения оставалась короче  нынешней.  Слова

молитвы  «Ты убо  Человеколюбче  Царю»   положено  было  произносить единожды, а не три раза, как в нынешнем Требнике.

 

Освящение елея и помазание им воды и крещаемого

Постановления Апостольские (IV век) свидетельствуют, что после того, как пресвитер помажет освященным елеем чело, грудь и спину ог­лашаемых, диаконы помазывают все тело готовящихся к Крещению мужчин, а диакониссы — женщин (см. Дмитриевский А. Богослуже­ние...).

В «Луге Духовном» говорится о Кононе, пресвитере монастыря Пентуклы (VI в.). Как великому старцу, ему было поручено совершать Крещение, «и он стал помазывать (елеем) и крестить приходивших к не­му».

Памятники Русской Церкви XI—XII веков говорят, что «крещаемый мазался маслом». Владимирский Собор 1274 года принял решение: «Мазать крещаемого маслом деревянным по третьем оглашении, говоря: «Мажется раб Божий маслом радости во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мазали на всех составах.

XIV век отобразил практику, когда после помазания священником известных частей тела диакон или кто-то из служащих помазывал все те­ло крещаемого без произнесения возглашаемых в настоящее время слов. В XV веке помазание совершалось по-прежнему, но кое-где начало вхо­дить в обыкновение при помазании крещаемого маслом произнесение слов «Мажется раб Божий маслом радости...» При этом помазывалось все те­ло крещаемого. Возглас «Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всяко­го человека...» произносился священником после помазания крещаемого елеем. Но он был редким исключением в практике этого времени.

В XVI веке по освящении елея священник брал «спичку, сущую в сосуде масляном», с пением «третицею аллилуиа» трижды делал ею крест на воде. Или же трижды возливал елей прямо из сосуда в воду.

Затем священник омакивал свой перст в сосуд с елеем, произносил слова «Помазуется он сице елеем возрадования...» и помазывал им чело, перси и плечи (по одним памятникам); чело, очи, перси, плечи и междорамие (по другим). Слов при этом никаких не произносилось. После свя­щенника все тело крещаемого мазал диакон.

 

Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды

Само Крещение всегда совершалось через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы. Правила святых апостолов повелевают

совершать Крещение «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Начиная со II—III веков на новокрещенного надевалась белая оде­жда и возлагался крест, предварительно освященный. Литургические па­мятники Русской Церкви говорят, что у нас Крещение совершалось через троекратное погружение крещаемого в освященные воды купели. Но от этого правила были отступления. Так, в XIV веке митрополит Киприан писал: «При крещении «не обливати водою, но погружати,... глаголати же на каждо погружение едино имя Живоначальныя Троицы, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Акты исторические, т. I, с.477). При крещении нескольких детей мужского и женского пола всех их, по на­ставлению митрополита Киприана, должно погружать в одну купель, но «первее мужеских крестити, потом женских, за благочиние мужскому по­лу давать предпочтение. При крещении возрастных, лиц женского пола крестить особо от мужчин».

После Крещения непосредственно следовало облачение новокрещен­ного в белые одежды без произнесения и пения слов «Ризу мне подаждь...» За облачением следовала ектения, в которой были особые про­шения о новокрещенном.

В XVI веке Требники предписывали священнику брать в руки младенца, произносить слова «Благословен Бог просвещаяй и освящаяй всякого человека...» и троекратно погружать его в купель. При первом погружении священник говорил:«Крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца — аминь», при втором: «И Сына — аминь», и при третьем: «И Святаго Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».Дальнейший порядок был согласен либо с практикой XV века, либо с Требниками современными.

 

5. Богословский смысл Таинства и содержание молитвословий чина Крещения

Крещение есть Таинство, в котором человек, уверовавший во Христа, при троекратном погружении его в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, благодатью Божией очищается от всех своих грехов и возрождается в новую, святую и духовную жизнь.

Таинство Крещения стоит первым в ряду всех Таинств Православ­ной Церкви, так как без него человек не может соединиться со Спасите­лем, стать членом Христовой Церкви, принимать участие в других Таинствах и быть наследником жизни вечной.

В беседе с Никодимом Христос указал на безусловную необходи­мость этого Таинства для спасения: «Если кто не родится от воды и Ду­ха, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

С Таинства Крещения начинается возрождение человеческой личности. Слова Священного Писания: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27) указывают, что в Крещении веру­ющий соединяется со Христом, становится членом Христовой Церкви ичерез  Таинство  Евхаристии  соделывается  причастником   Божественного естества по духу и телу.

Это существенное изменение природы человека в Таинстве Креще­ния совершается не механически, а при нравственно свободном участии самого человека. Только при этом условии в Таинстве Крещения уничтожается в человеке грех, перестает быть частью его внутреннего со­держания, и он становитя чистым и праведным, таким, каким некогда вышел из рук Творца, «новым творением». Это и есть «новое рождение» человека.



Молитва на наречение имени младенцу

Одно из важнейших событий в жизни христианской семьи — выбор имени младенцу — по Уставу Православной Церкви положено со­вершать родителям к восьмому дню по его рождении. А в самый день священник молитвенно нарекает младенцу имя. Родителям следует пом­нить слова святителя Иоанна Златоуста, что имя святого, данное младен­цу, «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением для называющихся им, и утешением в любви... Имя святого, как свет, каждый вносит в свой дом»,  возжигая им в себе духовный светильник.

Родители могут попросить священника избрать имя младенцу, как это было, например, при наречении имени преподобному Феодосию Печерскому.

«В наречении имени, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — ви­ден знак владычества» родителей над потомством. Пользуясь им, «жены не просто, как случится, дают имена рожденным от них, а заключают в имени дитяти предзнаменование», что ожидает его в будущем.

Давая ребенку христианское имя, родители призваны иметь в виду, что только через имя, освященное молитвой и благословением пастыря Церкви, их ребенок может быть допущен к участию в Церковных Таин­ствах. Древнерусская традиция запрещала наречение имен «от притчей или от вещей». Имя новорожденному младенцу родители обычно избирают в честь святого, чтимого Церковью, память которого прихо­дится на восьмой день по рождении ребенка, Наши предки давали име­на своим детям также по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день его крестин.Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Крещение но­ворожденного в таком случае могло быть совершено в день памяти святого.

Имя, нарекавшееся младенцу в храме во время молитвенного после­дования, совершаемого священником, становилось для него святым, таинственным. И сам младенец, по слову блаженного Августина, в этот день принимался «в лоно Матери Церкви», а наречение имени тесно связывалось с духовным рождением младенца в Таинстве Крещения».

В день наречения имени младенцу участники этого события: свя­щенник, родители, будущие восприемники от купели Крещения, принес­шие младенца в храм, а также святой, именем которого нарекается мла­денец, становятся непосредственными свидетелями начала благодатного союза человека с Богом.

Основное содержание молитвы восьмого дня, которую священник читает в притворе храма, сосредоточено на младенце. В ней говорится, что жизнь новорожденного получает ценность в очах Божиих от того, что он «придет в земной храм и будет участником спасения».

«Господи Боже наш, Тебе молимся, — читает священник в после­довании, — и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые называет имя, нарекаемое младенцу), и да знаме­нается Крест Единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его... да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, по­лучит блаженство избранных во Царствии Твоем».

Тропарь праздника Сретения Господня, который поется в заверше­ние молитвы о наречении имени младенцу, еще раз напоминает родите­лям, что младенец по закону приносится в дом Господень. А пример им — Богоматерь, принесшая Богомладенца Христа в храм «по обычаю за­конному».

 

Молитвы сорокового дня

Молитвы сорокового дня готовят младенца к участию в жизни Церкви. Принесенный в храм, он предлагается Богу так же, как Сам Христос был «в четыредесятый день законному храму принесенный от Марии... и на объятиях праведного Симеона носимый». Это начало пути ребенка к Крещению, как ясно говорится в четвертой молитве: Сам (Господи), благослови отроча сие... и сподоби е во время благопотребное и водою и Духом от рождения: сопричти е святому стаду словесных овец; нарицающихся именем Христа Твоего...»

Новорожденный ребенок принадлежит семье. У него нет никакого автономного существования. Его жизнь полностью определяется и фор­мируется этой принадлежностью. И сама семья христианская принадле­жит Церкви, находит в Ней источник, содержание и смысл своего существования. Поэтому ребенок, принадлежащий семье, и в более конкрет­ном, биологическом смысле — матери, тем самым принадлежит Церкви. Это поистине Ее ребенок, уже принесенный в храм, препорученный Богу.

Все это выражено в молитве, читаемой священником: «Господи Бо­же наш... и принесенного сего младенца, явитися Тебе всех Творцу благослови и на всякое дело благое и Тебе благоугодное возрасти, отгоняя от него всякую сопротивную силу...» (3 молитва). «Рожденное отроча благо­слови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри... и умного сподоби света... да сопричтется святому Твоему стаду» (4 молитва).

 Чинопоследование оглашения

Приготовление к крещению всегда сопровождается особыми церков­ными молитвами об оглашаемом. Этими молитвами Церковь просит Бога «в нужное время сподобить оглашенных воды возрождения», «присоединить их к Своему избранному стаду» (Литургия святого Иоан­на Златоуста).

Прошения и молитвы о готовящихся ко святому Просвящению на Литургии Преждеосвященных Даров показывают, что Крещение, вступ­ление новых членов в Церковь, по своей сущности есть дело всей Церкви, всей общины, а не «частная», «семейная» треба. Крещение не только совершается в церковном собрании в великие праздники, но и са­мо является праздником Церкви, праздником нового единства собранных Христом людей и соединяемых в Нем с Богом. Через Крещение люди становятся братьями для новой жизни в единстве веры и любви. Поэтому молитвенное последование Таинства требует участия в нем всех членов Церкви.

 

Молитва во еже сотворити оглашенного

В этой молитве чина Крещения участвуют священник, восприемники и члены общины. Она направлена на то, чтобы «отрешилась его (оглашаемого) ветхость», и он исполнился силы Святого Духа и через со­единение со Христом соделался членом Христовой Церкви. Молитвен­ным обращением к Богу иерей вызывает к действию творческое слово Божие: «Да будет» (Быт. 1, 3, 6). В результате человек начинает быть оглашенным, наставляемым и наставленным в истинах православной веры и молитвенно готовится воспринять своей душой тайну духовного рожде­ния «свыше — от воды и Духа» (Ин. 3, 5, 7).

Положив Крест и Евангелие на аналой, иерей удостоверяется, что «пояс хотящего просветитися разрешен» (снят) и сам он стоит лицом «к востоку во единой ризе непрепоясан, непокровен и необувен, имущ руце доле» (опущенными вниз).Слова молитвы иерей предваряет троекратным «дуновением» на ли­цо оглашаемого и трижды знаменует крестообразно «чело и перси» его. Дуновением священника, по словам святого Симеона Солунского, «возгревается прежнее дуновение, бывшее над Адамом», когда «Господь Бог... вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7).

Возложение руки священника на голову оглашаемого означает, что просящий Крещения принимается Церковью в свое достояние, его имя будет внесено в книгу жизни, а сам он будет «причислен к стаду насле­дия Божия» (1-я молитва).

Начало крещального богослужения через возложение руки епископа или священника на голову оглашаемого вслед за дуновением осмысливает­ся поэтому как акт и дело его защиты: оглашаемому дается духовное прибежище, он берется под кров благодати Божией. Так начинается об­щецерковная молитва за готовящегося к Таинству Крещения. К оглашае­мому обращены слова святителя Василия Великого: «Приступи и всецело отдайся Господу, присовокупи свое имя, припишись к Церкви... Впишись в эту книгу, чтобы тебя переписали в книгу Горнюю». Оглашаемый, как бы отвечая на этот призыв, приходит ко Христу, чтобы спастись, и мо­литва иерея свидетельствует об этом.

«О имени Твоем, Господи, Боже Истины... возлагаю руку мою на раба Твоего (имя рек)...Отстави от него ветхую оную прелесть и исполни его еже в Тя веры, и надежды, и любве...Даждь ему во всех заповедях Твоих ходити, и угодная Тебе сохранити... Напиши его в книге жизни Твоея,... да прославится имя Твое святое в нем. Да будут очи Твои взирающе на него милостию выну, и уши Твои еже услышати глас моле­ния его. Возвесели его в делах рук его, и во всяком роде его...»

 

Молитвы запрещения злых духов

Бог сотворил видимый и невидимый мир. Невидимый мир — мир ангелов. Часть ангелов не устояли в добре, вместе со своим предводите­лем диаволом они стали духами зла. Диавол склонил Адама и Еву нару­шить заповедь Божию. Преподобный Макарий Великий говорит, что с того момента в человека «вошло зло, и диавол получил свободный доступ всегда разговаривать с душой, как разговаривает человек с человеком, и влагать в его сердце все вредное». При этом он столь коварно действует, что все злое представляется человеку рождающимся само собой в душе» (Слово 2, гл.2,3).

Действуя на человека, находящегося в преддверии Крещения, пад­шие ангелы омрачают ум греховными помыслами и переживаниями, уси­лением страстных привычек,  ожесточением сердца,  надменностью,  тщеславными мыслями, отвержением Покаяния и многим иным. В период оглашения все эти смущения, прилоги и помыслы направляются падшими ангелами на то, чтобы воспрепятствовать действию Евангельской благода­ти на хотящего креститься и похитить слово Божие из его сердца (ср. Мф. 13, 19). Священник со властию повелевает диаволу именем Господа Иисуса Христа отступить от создания Божия — человека, не имеющего, по словам святого Кирилла Иерусалимского, возможностей и сил «бороться с сопротивными силами до Крещения»

Священник знает это и повелительно обращается к диаволу: «Запрещает тебе, диаволе, Господь, пришедый в мир и вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство и человеки измет, Иже на древе сопротивныя силы победи... Убойся, изыди и отступи от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем..., отыди в свой тартар даже до уготованного великаго дне суднаго... Отступи от запечатанного новоизбранного воина Христа Бога нашего, со всею силы и аггелы твоими» (1-я молитва).

«Бог святый, страшный и славный, ... нами недостойными Его рабы, повелевает тебе и всей споспешней твоей силе отступити от новозапечатаннаго... Запрещаю тебе спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа и честным Его Телом и Кровию, и пришествием Его страшным» (2-я молитва).

«Господи Саваоф, Боже Израилев, исцеляй всякий недуг... Призри на раба Твоего, ... отжени от него вся действа диаволя: запрети нечистым духом, сокруши сатану под нозе его скоре, и даждь ему победы на него и нечистыя его духи: яко да, от Тебе милость получив, сподобится бессмер­тных и Небесных Твоих Таин» (3-я молитва).

После совершения молитв запрещения читается еще одна молитва об оглашенном, в которой содержится прошение о принятии его в Пренебесное Божие Царство. Эта четвертая молитва начинается торжествен­ным произнесением имени Божия, как в анафоре и других важнейших молитвах церковных. «Сый Владыко Господи, сотворивый человека по образу Твоему и по подобию и давый ему власть жизни вечныя, таже (затем) отпадша грехом не презревый, но устроивый вочеловечением Христа Твоего спасение мира: Сам и создание Твое сие, избавь от ра­боты вражия, прими в Царство Твое пренебесное... Изжени из него вся­каго лукаваго и нечистаго духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его... И сотвори его овча словесное Святаго стада Христа Твоего, уд честен Церкви Твоея, сына и наследника Царствия Твоего...» (4-я молитва).

Крещаемый вновь поставляется перед выбором между жизнью с Богом, освобождающей от рабства диаволу, и греховным навыком. Выбор свидетельствует отречением от сатаны и сочетанием Христу.

 

Отречение от сатаны

Требник повелевает священнику обратить крещаемого на запад (по церковным воззрениям стороне духовной тьмы), «горе руце имуща, сов-лечену и отрешену одежд». Даже этим внешним видом оглашаемый убе­ждается в своей духовной нищете, в причастности к пленникам, которые «ходят раздетыми и разутыми», ведь и он — пленник греха.

Взрослый крещаемый, взирая на запад, троекратно отрекается от духа зла, воздевая руки «горе» — вверх. По замечанию святого Симеона Солунского, это совершается «в знамение того, что крещаемый не имеет у себя никаких дел лукавого и начинает подражать Распятому за нас».  Это действие выражает желание крещаемого принадлежать Христу, вой­ти в плен Его, который, по словам святителя Иоанна Златоуста, «превращает рабство в свободу, ... возвращает с чужбины на родину». Таким образом, разрывая связь с духом зла и всякой нечистоты, уверо­вавший во Христа человек окончательно и твердо свидетельствует жела­ние соединиться с Церковью.

Действия, связанные с отрицанием (дуновение, плюновение), знаме­нуют, что оглашаемый готов порвать связи с прежней греховной жизнью, сотканной из гордыни и самоутверждения, гордыни, которая первого Адама лишила Эдема (Быт. 3, 23) и погрузила его во тьму, в смерть и ад. Слово отрицания полагает начало духовному поединку, именование которому «невидимая брань», поле же которого — вся жизнь христиа­нина.

Теперь он встает под защиту Христа, берет «щит веры..., чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6, 16).

 

Сочетание Христу

За отречением следует исповедание личной верности оглашаемого Христу — «сочетание». Для этого священник обращает оглашаемого от запада к востоку, «доле руце имуща», что означает отвращение от зла и диавола и обращение ко Господу. Святитель Кирилл Иерусалимский пи­шет: «Как скоро отрицаешься от сатаны, совершенно расторгая всякий с ним договор и древние заветы с адом, отверзается тебе рай Божий, ко­торый «насадил Бог на востоцех» (Быт. 2, 8) и из которого за преступ­ление был изгнан праотец наш. А в знаменование сего обращают тебя от запада к востоку, к стране света».67

Жизнь в Церкви следует начинать послушанием и согласием Христу. Потому оглашаемый опускает руки, «чтобы, — как свидетельствуется в Новой скрижали, — всячески показать тем покорность свою пред Богом». Это видно из троекратных ответов оглашаемого: «Сочетаваюсь. Сочетахся. Верую Ему, яко Царю и Богу», и из чтения Символа веры.

Символ — от греческого (το δυμβολον) соединяю, держу вместе — тесно соприкасается с верой человека. Вера есть «обличение вещей невидимых» (Евр. 11, 1). Она дает знание о другой, неземной реаль­ности, но в которую можно войти, которой можно приобщиться. Поэтому вера требует символа, который бы ввел человека в эту духовную реаль­ность и дал все необходимое для ее явления. В этом смысле последование очень символично. Оно не гасит жажды знания о Боге, а умножает ее.

Оглашаемый «пред многими свидетелями» (1 Тим. 6, 12) дает Богу обещание быть в единстве с Церковью, чтобы со всеми верными покло­ниться Святой и Живоначальной Троице. Об этом говорит земной или поясной поклон, который делает оглашаемый после слов: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Воздавая благодарение Богу за совершенное приготовление огла­шаемого ко Святому Крещению, священник возглашает: «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание Истины приити...»

 

Завершительная молитва чина оглашения

Чин оглашения заканчивается введением хотящего принять Святое Крещение внутрь храма Божия, только пред вратами которого он мог находиться. И здесь иерей совершает молитву об оглашаемом, чтобы Господь «призвал раба» сего и сподобил получить свыше рождение «от воды и Духа».

Православная вера исповедует Бога Единого в Троице, Отца, и Сына, и Святого Духа, и Троицу в Единице, не сливая Лиц и не разде­ляя Существо. И учит правильно понимать воплощение Господа Иисуса Христа, что Он — Бог и Человек. Веруя так, необходимо соблюдать заповеди Божии, ибо «вера, если не имеет дел, мертва» (Мк. 2, 17). Корень зла составляет гордость, лихоимство, плотская похоть, зависть, невоздержание, гнев, леность. Желающий быть участником Небесного Царства, открывающегося в Церкви, призывается все это побеждать добродетелями: смирением, милосердием, целомудрием, сорадованием, трезвенностью, пощением, усердием к молитве и богослужению и прочими делами благочестия.

Об этом и просит священник Господа: «...Отреши его ветхость, об­нови его в живот вечный, и исполни его Святаго Твоего Духа силы, в соединение Христа Твоего, да не к тому чадо тела будет, но чадо Твоего Царствия...» Чин сочетания Христу, таким образом, открывает те обеты, которым крещаемый должен оставаться верен до конца жизни. Соединиться со Христом значит, преодолев свою греховную   самость, принести душу в жертву Богу и тем ее спасти.

 

Чин Крещения

Облачившись в белые епитрахиль, поручи и фелонь (ризу), символизирующие явление новой жизни, принесенной на землю Сыном Божиим, Спасителем мира, иерей, согласно требнику, совершает каждение ку­пели и всех участников Таинства, стоящих с зажженными свечами. Среди этих участников Церковь особо выделяет духовных восприемников — крестных отца и мать.

По учению Православной Церкви, «восприемник нарицается отцом по рождению от Духа Святого и в силу сего значения, нарицаясь тем самым братом отцу и матери по плоти воспринятого им, состоит с ними во второй степени родства».

Духовное восприемничество налагает на них ответственную обязан­ность постоянно напоминать воспринятым ими содержание обетов Креще­ния, истин христианской веры и образа христианской жизни. И грех ле­жит на душе тех, кто не заботится о научении крещеного и о введении его в церковную жизнь.

Согласно Поучению святительскому к новопоставленному иерею, перед совершением Крещения священник должен: «1) спросить восприем­ников, знают ли они, что при Крещении младенца силою Святого Духа очищается греховная скверна и младенец причисляется к лику святых ради страдания и смерти Спасителя Христа; 2) сказать им, что они должны стараться младенца, которого восприемлют, учить вере во Христа и своими увещаниями приводить к тому, чтобы он был трудолюбив, кроток, воздержан и любвеобилен ко всем, а грехов, как дел диавольских, лишающих его подаваемой при Крещении святости, избегал; 3) сказать также, что они себя в том Богу порукой представляют за мла­денца и что за их нерадение будут они участниками грехов.71

Все это должны знать восприемники от купели Крещения, дабы яс­но понимали они свою задачу — смогли воспринятых ими духовных де­тей воспитать в вере православной, в духе и силе благочестия. Об этих обязанностях наглядно говорит им возжженная свеча, которую держит каждый восприемник.

 

Освящение воды

Чин Крещения начинается с освящения воды, которая призвана смыть грехи крещаемого и «соделать его сыном Света», членом Церкви. «Христос крестился для того — пишет святой Игнатий, Богоносец, — чтобы очистить воду,» сделать ее способной духовно возрождать крещающихся.

Уже самый первый момент, — говорит святой Симеон Солунский, — каждение купели и участников Таинства — указывает взору людей «благоухание и святыню Духа», а свет от свечей указует на духовную радость о просвещении крещаемого в Таинстве и поход его от тьмы к свету, ибо «он становится сыном Света».

А начальный возглас: «Благословенно Царство...» свидетельствует о реальности открывшегося Небесного Царства. С этого момента крещае­мый приобщается небесной жизни, средоточием которой в Церкви явля­ется Евхаристия — Таинство Причащения Тела и Крови Христовых. Принятие истинных пищи и пития (Ин. 6, 55) — естественное содержа­ние жизни «родившегося от воды и Духа». Об исторической связи Кре­щения и Литургии и свидетельствует начальный возглас чина, провозгла­шающий наступление Царства Святой Троицы. Жизнь этого Царства дарует участникам Таинства сокровища спасения, заключенные в ней.

Священник произносит начальный возглас перед купелью и тем свидетельствует, что вещество Таинства — вода — должно войти в со­прикосновение с благодатной сущностью Небесного Царства. Как неко­гда Христос вошел в воды Иордана, принимая крещение, и освятил их, так и теперь вода необходимо должна быть освящена сошествием на нее Духа Святого ради искупительной жертвы Христовой за грехи людей. В Таинстве вода получает силу Божию быть средой, в которой крещающийся входит в единение с Богом и получает возможность жить со Христом в Боге.

Церковь приобщает крещающегося к смерти и Воскресению Христа через погружение в святые воды купели и призывает участников Таинст­ва проникнуться духовным настроением учеников Христовых, живших ожиданием того, что «все покорится Богу» (1 Кор. 15, 25—28) и Царству Его любви.

В словах мирной ектении эта же мысль повторяется неоднократно. «...О еже освятитеся воде сей... и ниспослатися ей благодати избавле­ния;..и  приити на воду сию чистительному Пресущественныя Троицы действу,...и показатися ей отгнанию видимых и невидимых врагов,   ...и достойну быти нетленного Царствия в ней крещаемому. О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия, ...и показатися (крещаемому) сыном Света и наследником вечных благ... и сохранити одежду Крещения и обручения Духа нескверно и непорочно...»

В молитве о себе священник просит Бога простить его собственные согрешения, оставить и даровать ему силы для совершения «великого и пренебесного Таинства». Он молится и о том, чтобы в крещаемом «вообразился Христос», и он, духовнорожденный, был «воссоздан на ос­новании апостолов и пророков» и стал «носителем истины в Соборной и Апостольской Церкви и преуспеянием в благочестии славил Всесвятое имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Тайная молитва о себе самом по­могает священнику проникнуть в благодатную атмосферу Таинства, ото­браженную в молитве на освящение воды, и готовит его к этому ответственному моменту.

Словами «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя...» начинается ос­вящение воды и осуществляется «онтологический выход к Богу». В мо­литве возвещается вера Церкви в Бога Творца и в ожидание высшего блаженства твари — быть в единении с Богом. Согрешивший человек потерял это единство, но Бог не оставил его. Он послал Сына Своего спасти согрешивший мир. И Христос возвестил: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Этими словами Господь усвояет высокое значение воде как Очищающему и ос­вящающему элементу.

По слову Христа, погружение в воде есть знак очищения человека от грехов, его рождение свыше (Ин. 3, 3). Через молитву священника вещество Таинства — вода — как стихия мира, восстанавливается в том значении, какое она имела до грехопадения человека. Освященная Духом Святым, вода получает силу Христову, и в ней человек действительно со­единяется со Христом, весь, душой и телом, обновляется для новой, ду­ховной жизни.

Молитву по содержанию можно разделить на три части. В первую входят мысли о мироздании и Небесном хвалении славы Божией, которое совершается ангелами.

Вторая часть начинается со слов: «Ты бо Бог сый Неописанный...» Она включает в себя воспоминание Божественного Домостроительства и человеческого спасения чрез Спасителя Христа. Все тварное воспевает Христа, пришедшего во плоти. Через Духа Святого Христос освятил во­ды Иорданские и сокрушил силы, враждебные человеку. В третьей части испрашивается нисхождение Духа Святого на воды. Через наитие Свято­го Духа воды станут «избавлением, освящением, очищением, оставлением прегрешений, просвещением духовным, обновлением духа, дарованием сыновства, одеянием нетления, источником жизни». Крещаемый в воде слагает с себя ветхого человека и облекается в нового, обновляемого по образу Создателя. Умирающий со Христом становится и общником Его Воскресения.

 

Освящение елея

«Пред изображением Божественного мира» в чине Крещения име­нует освящаемый елей святой Симеон Солунский. Просвещаемый от Бога участник Таинства духовным взором видит Ноя, получившего «знамение примирения» в масличной ветви, принесенной голубицей по прекращении потопа. Постигая «благодати Таинство», предизображенное ими, священ­ник просит Бога: «Сам благослови и сей елей, силою и действием, и наи­тием Святаго Твоего Духа: якоже быти тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела...» Освященным елеем помазуется вода в купели крещения. Елей в этом случае, соединяясь с водой, упо­добляется масличной ветви, полученной Ноем как радостное знамение примирения Бога с миром. Помазуясь им, крещаемый утешается и укреп­ляется упованием на. милосердие Божие и надеется, что погружение в водную стихию послужит его благодатному пакибытию, его духовному возрождению.

Имея все это в виду, иерей возглашает: «Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, ныне и присно, и во веки веков». Через крестообразное помазание елеем крещаемый присое­диняется к воинам Христовым и получает особую силу для невидимой духовной брани, которую он тем самым добровольно на себя принимает. «Ты помазан, — говорит святой Амвросий Медиоланский, — как под­вижник Христов, хотящий противоборствовать брани тьмы века сего».

Греческое слово ελεορ (церк.-слав. — елей) означает «масло», а также «милосердие, сострадание». Второе из значений слова особо подчеркивает назначение елея в Таинстве — быть знаком укрепляющего действия благодати Божией на душу крещаемого. Помазуемые части тела — чело, грудь, междорамие, уши, руки и ноги крещаемого — говорят, что преимущественное назначение елея освящать мысли, желания и дей­ствия человека, вступающего в духовный завет с Богом. Этим выявляются те силы души, которые будут содействовать благодатному привитию крещаемого к плодоносной Маслине — Христу.

(далее читать Часть 3)


Вернуться в начало списка