О Таинствах Крещения и Миропомазания. Часть 3

Крещение

Крещение

О Таинствах Крещения и Миропомазания. Часть 3

Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды

После помазания «елеем радования» оглашенному предстоит всту­пить в «завет с Богом» через «три погружения единого тайнодейст­вия». Таинство благодатного рождения вводит его в жизнь Тела Хрис­това — Церкви. «В Крещении, — говорит святитель Григорий Бого­слов, —тебе должно войти внутрь, ... видеть святая, проникнуть взором во Святая Святых, быть с Троицей».

По учению Церкви погружение в воду означает приобщение кре­щаемого к смерти Христа Спасителя, распятого на Кресте. Крест — знамение искупления и освящения. Им все освящается в христианстве. В древности на дне купели Крещения всегда изображался крест в удосто­верение слов апостола Павла: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим. 6, 3).

Через выход крещаемого из воды «совершается его новое рожде­ние», поэтому вода становится для него, как говорит святитель Иерусалимский Кирилл, «матерью». «И как Христос был воистину распят, по­гребен и воскрес, — продолжает святитель — так через Крещение в по­добие удостоились и мы быть погребенными и восстать с Ним».

По замечанию преподобного Симеона Нового Богослова, «наше спасение (совершается) не только в воде Крещения, но и в Духе».83 Спа­сительная сила Таинства Крещения открывается через веру в Пресвятую Троицу.

По свидетельству святителя Григория Богослова, «стояние ново-крещенного пред алтарем» во время троекратного пения 31-го псалма прообразует Небесную Славу, а псалмопение, с которым его принимают верные, есть «начало Небесного песнопения» (Слово 40).

Затем «облачает новокрещенного иерей во одеяния». Перед Креще­нием оглашенный был освобожден от одежды в знак отречения от «ветхого человека» и «ветхой жизни».

Грех некогда открыл праотцам, Адаму и  Еве, их наготу и заставил их прикрыть ее одеждой. До этого они были облачены в Божественную славу и свет, в красоту невыразимую, составляющую подлинную природу человека. Но они потеряли это свое первое одеяние и узнали, что «наги» (Быт. 3, 7). Облачение человека в крещальную ризу означает «возвращение его к целости и невинности, которыми он обладал в раю.

Святой Амвросий (Медиоланский) сравнивает эту одежду с одеянием Господа Иисуса Христа на горе Фаворе. Преображенный Христос являет Свое совершенство и безгрешное человечество не в «обнаженном» ви­де, но в одежде «белой, как свет», в нетварном состоянии Божественной Славы.

Согласно святому Дионисию Ареопагиту, световидные одежды на крещаемого возлагаются в знамение «мужественного и боговидного бесстрастия по отношению к противному» и в удостоверение, что «стремление к Единому» дает особую красоту, «всесовершенно осияваясь световидною жизнью».

Облачение крещаемого в белую одежду, таким образом, есть знак обретения своей истинной природы и изначального сияния славы. В удо­стоверение этого присутствующим поют тропарь «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш».

Изшедшему из купели и облаченному в белые одежды вручается свеча, свидетельствующая, по словам святителя Григория Богослова, «о свете веры и славе будущей жизни» (Слово 40-е). Святой Кирилл Иер­усалимский называет крещальные светильники «брачными». С таким све­тильником христианин призван встретить Небесного Жениха. Светильник свидетельствует об особом посвящении новокрестившегося послужить Богу, чтобы «живущие не для себя жили, но для умершего за них и Вос­кресшего Христа», Сына Божия (2 Кор. 5, 15).



6. Символика Таинства Миропомазания

В этом Таинстве осуществляется взятие человека в «удел» Божий (1 Петр. 2, 9), чтобы он стал храмом Духа Святого, ощутил «закон Бога в сердце» (Пс. 36, 31) и делами добра смог являть существо веры, как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).

Действием Святого Духа в душе человека пробуждается та внутр­енняя духовная жажда, которая не дает ему «успокоиться на одном зем­ном и материальном, но всегда зовет к Небесному, к вечному и совер­шенному».86

Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступле­ния нового члена в Церковь и поставляет его равным среди верных. Участие в этом Таинстве сподобляет нового члена Церкви быть причастником Тела и Крови Христовых.

 

7. История формирования чина Миропомазания

В Евангелии от Иоанна говорится: «В последний великий день праздника Иисус Христос возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него». (Ин. 7, 37—39).

В день Пятидесятницы апостолы приняли дар Святого Духа и в тот же день начали преподавать Его уверовавшим в Иисуса Христа. «Да крестится каждый из вас, — сказал в тот день апостол Петр народу, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38).

Первоначально апостолы через молитву и возложение рук совер­шали низведение Святого Духа на «охотно принявших» (Деян. 2, 44) слово благовестия и крестившихся. Книга Деяний апостольских повеству­ет, что апостолы Петр и Иоанн совершили это Таинство над самарянами. Придя к ним, апостолы помолились о них, чтобы они приняли Святого Духа (Деян. 8, 15—17). И апостол Павел низвел Духа Святого на крес­тившихся учеников Иоанна Крестителя: «Когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой» (Деян. 19, 2—6).

Необходимость совершать Таинство Духа через возложение рук требовала личного участия апостолов в Таинствах. Разойдясь же с проповедью Евангелия по всей земле, апостолы благословили поставленным ими епископам и пресвитерам совершать низведение Духа Святого на верующих через помазание миром, а освящать миро — только епископам. В своих действиях апостолы Христовы всегда руководствовались Духом Святым, наставлявшим их на всякую истину и напоминавшим им все, что заповедал Господь (Ин. 16, 13; 14, 26). И замена руковозложения миро­помазанием имела поэтому Богоустановленное значение.

Слово «миро» в греческом языке означает «благовонный елей». Миро употреблялось для освящения еще во времена Ветхого Завета. Моисей, например, освящая скинию Господню, употребил для этого миро. Этим веществом был помазан Аарон на первосвященническое служение (Лев. 8, 10—12). Все последующие ветхозаветные первосвященники, а также пророки, были помазуемы миром при вступлении на служение Гос­поду. Состав мира для священного помазания был указан Моисею Самим Богом (Исх. 30, 22—25). Приготовление мира Священное Писание именует святым делом, а само миро — «святыней великой» (Исх. 30, 32).

Употребление мира в Таинстве низведения Духа Святого было вос­принято церковными общинами как весьма целесообразное. Епископы и пресвитеры, поставляемые апостолами пасти стадо Христово, совершали Таинство миропомазания. «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все, — пишет апостол Иоанн Богослов в своем Первом Соборном послании, —...помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребы­вайте» (1 Ин. 2, 20, 27). То же и    апостол Павел говорит об употреб-лении мира: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21—22).

Помазание (χριδμα) имеет свою сакраментальную значимость через предваряющее его другое священнодействие — запечатление — крестное знамение, совершаемое над святым миром. «Кладу печать», «запечатлеваю» — понималось христианскими писателями в значении «знаменую», «делаю крестное знамение». Выражение «в сердца наша» указывает на помазание святым миром груди, как части тела, наиболее близкой к сердцу человека, жилищу благодати Святого Духа.

Церковь всегда совершала Таинство Миропомазания как самостоя­тельное, но в связи с Крещением. В IV веке Таинство совершалось через миропомазание непосредственно после Крещения (Лаод. Соб. 48 прав.). Этим помазанием запечатлевались различные части тела: чело, ноздри, уши, перси — с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» (2 Всел. Соб. прав.7). Само помазание совершалось крестообразно.

В Требниках Православной Церкви чин этого Таинства печатается вместе с чином Крещения под общим заглавием «Последование Святаго Крещения».

Таинство Миропомазания состоит из двух раздельно совершаемых священнодействий: 1) приготовления и освящения мира и 2) собственно помазания освященным Миром новокрещенного, которое совершается священником непосредственно после Таинства Крещения. Несмотря на то, что эти два священнодействия разделены между собою во времени, между ними существует такая же внутренняя органическая связь, как между освящением Святых Даров и приобщением ими верующих в Таин­стве Евхаристии.

В Древней Церкви Таинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование. Оно вместе с Крещением составляло единое целое и находилось в тесной органической связи с Таинством Ев­харистии. Со времени равноапостольного Константина Великого (IV век) Крещение оглашенных совершалось в великие праздники: канун Пасхи, праздники Рождества Христова и Богоявления, Святой Троицы, Возне­сения, Преображения, Входа Господня в Иерусалим и Обновления Храма в Иерусалиме. Чаще всего временем Крещения были Великие Субботы и праздники Рождества Христова и Богоявления, т.к. предше­ствующие посты давали возможность оглашенным приготовиться к приня­тию христианской веры в покаянии и усвоении основных догматов Церкви. В Константинопольской Церкви после принятия Таинства Кре­щения новокрещенные с пением «Елицы во Христа крестистеся» направ­лялись из крещальни в храм во главе с духовенством и в сопровождении восприемников, держа в руках зажженные свечи. В храме в присутствии всего церковного собрания над новопросвещенными совершалось Таинство Миропомазания, и они впервые участвовали в Евхаристии.

В Русской Церкви в XI—XII веках совершали Таинство Миропо­мазания в двух вариантах. По правилу Саввы (неизвестного епископа) помазывали чело, ноздри, уста, уши, сердце и одну руку на ладони. По правилу Нифонта, епископа Новгородского,— эти же части тела за ис­ключением уст.89 Совершение Таинства у епископа Нифонта представля­ется в следующем виде: «Наденеши ризы крестныя и венец, и тако помажеши и (его) святым Миром и даши ему свещу». В житии Констан­тина, князя Муромского, совершение Таинства Миропомазания описыва­ется подобным же образом. «Мазаху их хризмою, — читаем в житии, — и надеша на ня червленыя венцы на главу их, на них же крест и белы ризы, и наговицы, и сапоги, и даша всем свещи горяща».

Таким образом, кроме помазания известных частей тела Миром, к особенностям Миропомазания в XI—XII веках должны быть отнесены облачение в белые одежды, возложение червленого венца и вручение свечи. Под венцом должно разуметь либо повязку, покрывающую лоб миропомазанного, либо куколь — «венец сошвен, камочка червлена, или крашенина синя, и вышито на нем три крестика, то есть одеяние главе».

После Крещения и Миропомазания новокрещенного причащали на Литургии, которая следовала непосредственно за этими Таинствами.

В XIII веке Владимирский Собор 1274 года при митрополите Кир­илле отметил некое отступление от принятого порядка совершения Таин­ства, когда Миропомазание и мазание маслом было сведено к единому действию. Собор постановил: «Подобает просвещаемуся святым Креще­нием в Крещении миром мазатися мастию Небесною: Миром особь, а маслом особь».

В XIV веке Таинство Миропомазания совершалось с такими особенностями. После сугубой ектении читалась молитва, которая читается и в настоящее время, а за нею пелось «Елицы во Христа крестистеся» без обхождения вокруг купели. После этого помазывались Миром те же части тела новокрещенного, что и теперь.

В XV веке Миропомазание совершалось с пением псалма «Блажени, им же оставишася беззакония». Кроме частей тела, которые помазуются и в настоящее время, в XV веке иногда делалось помазание «на сердце, на чреве и на плечах». По некоторым спискам чина после Миропомазания следовало облачение новокрещенного в срачицу и верх­нюю одежду. При облачении в первую священник говорил:  «Одевается раб Божий, имя рек, одеждою веселия и возрадования». При одевании второй: «Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения».

В XVI веке священник миропомазывал те же части тела, которые и ныне помазуются, но с прибавлением «сердца, чрева и плечей». При по­мазании Миром положено произносить слова: «Печать дара Духа Свята­го», хотя были еще другие прибавления. По памятникам одной редакции чинов после Миропомазания положено одевать младенца в новые одежды со словами: «Одевается раб Божий...»

Хождение вокруг купели

Троекратное хождение крещаемых вокруг купели появилось после отделения Таинства Крещения и Миропомазания от Литургии и превращение их в самостоятельное чинопоследование. В древней Церкви Апостол и Евангелие были составной частью Литургии, следовавшей непосредственно после Крещения. В чине богослужения Великой Субботы со­хранилось ясное указание на этот обычай: литургийный апостол и полови­на евангельского чтения в этот день — те же самые, что и в современ­ном последовании Крещения и Миропомазания.94 В XIV веке обхожде­ния не было, а только пелось «Елицы во Христа крестистеся...»

По некоторым спискам Требников в XV веке после Миропомазания происходило троекратное обхождение новокрещенных вокруг (архиерейского) амвона.

По другим спискам после Миропомазания священник входил с новокрещенным в алтарь и мальчика прикладывал к четырем сторонам пре­стола, а девочку — к трем, исключая переднюю. Выходя из алтаря, свя­щенник пел: «Блажени, им же отпущены суть беззакония...» После этого следовала Литургия, и новокрещенный причащался святых Христовых Таин.

По памятникам XVI века после Миропомазания священник и вос­приемник с младенцем трижды обходили вокруг купели, после чего свя­щенник брал дитя и нес мальчика в алтарь, а девочку нес до Царских врат, не внося ее в алтарь.

 

Чтение прокимна, Апостола и Евангелия

В Древней Церкви чтение Апостола и Евангелия входило в состав Литургии, которая следовала сразу же за Таинствами Крещения и Мир­опомазания. При выделении этих Таинств в самостоятельный чин чтение Священного Писания было включено в чин Миропомазания.

В Русской Церкви до XVI века чтение Апостола и Евангелия не было указано. В памятниках только говорится, что за Миропомазанием следовала Божественная Литургия, на которой, как известно, и читалось Священное Писание. А некоторые памятники XVI века уже указывают на чтение Апостола и Евангелия в чине Миропомазания. Это было делом новым, о котором практика предшествующего времени ничего не знала.

 

Омовение частей тела, помазанных святым Миром

Согласно практике Древней Церкви спустя семь дней после совершения Таинства Миропомазания новокрещенные приходили в храм, чтобы быть омытыми руками священников.

Причастность нового члена Церкви к литургической жизни обязы­вало его хранить на себе печать помазания святым Миром. Поэтому но­вокрещенные не снимали одежд, одетых при Крещении, и не омывались до восьмого дня. В Русской Церкви в XI—XII веках эта древняя традиция сохранялась. Спустя семь дней после богослужения Миропомаза­ния происходило «разрешение новокрещенного», которое состояло в сня­тии белой одежды и повязок, покрывавших миропомазанные части тела и омовение святого Мира.

В XV веке в последовании «омовения новокрещенного в осьмый день при входе в храм читался псалом «Господь пасет мя...». Омовение совершалось после первой молитвы и без окропления новокрещенного.

В XVI веке новопросвещенный присутствовал за Литургией. Во время великого входа он, имея в руках зажженную свечу, шел впереди священника, несущего приготовленные для освящения дары. По окончании Литургии в сопровождении родных и знакомых, которые име­ли заж-женные свечи, он удалялся домой. В течение семи дней он обязан был присутствовать за богослужением утрени, вечерни и Литургии, стоя с горящею свечой. В завершение совершалось «последование во еже омы-ти крестившегося в осьмый день». Оно имело начальный возглас священ­ника: «Благословен Бог наш...», обычное начало: Трисвятое по Отче наш, тропари и молитву: «Избавление грехов святым Крещением...» Да­лее священник произносил: «Благословен Бог наш, просвещаяй и освяща­яй всякаго человека...» и читал две молитвы, которые в нынешнем Треб­нике положено читать раньше омовения.

Пострижение волос

В Древней Церкви одним из видов испрашивания благословения Божия на новокрещенного было пострижение волос. Этим обычаем новокрещенный выражал свою готовность принести себя в жертву Богу, предавая себя на служение Ему.

В Русской Церкви памятники XV века отображают практику по­стрижения волос сразу же после облачения. Как и в веке предыдущем, по облачении следовало пострижение волос, а потом читались молитвы те же, что и теперь. В этом же веке (XV) появляется указание относитель­но хранения волос: «И приим (священник) воску теплаго и влепляет вла­сов отрезанных и тако сохранит их в стену церковную, аще будет камен­ная церковь, и аще ли ни, то за алтарем вкопают в землю».

После пострижения следовали возложение куколя, сугубая ектения и отпуст.

Воцерковление

Послекрещальный обряд воцерковления фактически есть за­ключительная часть крещения младенца, в отличие от крещального богослужения для взрослых. Ребенок не может шествовать в церковь для участия в Евхаристии, как это делали взрослые новокрещенные. Поэтому ребенка берут и несут в церковь.

По Требнику священник принимает ребенка из рук принесших, начертывает им крест пред вратами храма, говоря: «Воцерковляется раб Божий, имя рек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

В первые века бытия христианской Церкви воцерковление совершалось торжественным образом. По свидетельству святого мученика Иустина Философа, христианского апологета II века, крещенный человек вводился в собрание верующих, где совершалось «усердное моление как о верных, так и о просвещенном, и о всех других повсюду находящихся, дабы удостоиться всем, познав истину, и по делам быть добрыми граж­данами и исполнителями заповедей...»

В XVI веке в Русской Церкви чин воцерковления кончался сугубой ектенией и отпустом.

8.Приготовление святого Мира

С апостольских времен для совершения Миропомазания употребля­ется особое благовонное вещество, известное под названием «мира». Его приготовление и освящение совершалось еще в Ветхом Завете. В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещенных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ»,   которое освящалось особым священнодействием  «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро усвоялось только епископам.

Миро в Православной Церкви приготовляется из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и из многих благовонных ве­ществ. Перечень их и количество не были строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. В 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х на­именований, в 1691 году — 55-ти, а в реестре чина Миропомазания 1894 года их число сократилось до 50-ти. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ.

В Великий Понедельник Святейший Патриарх (или по Его благословению — митрополит) в Сослужении клириков полагает начало мироварению.

9.Освящение приготовленного Мира

Из Малого Донского собора сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в патриарший собор и при пении тропаря «Благословен еси, Христе Боже наш...» поставляются по сторонам жерт­венника. В то же время из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр — сосуд, в котором хранится освященное Миро, хранимое в Церкви по преемству от апостолов с добавлением в него от каждого сосуда нового освящения — и поставляется на жертвен­нике.

На Божественной Литургии в Великий Четверг во время великого входа сосуды с Миром переносятся к престолу. Их несут священнослу­жители северными дверями, предшествуя Честным Дарам. Алавастр при­нимает из рук первенствующего иерея Патриарх и поставляет его на пре­стол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола.

По возгласе Литургии «И да будут милости Великого Бога...» Патриарх освящает Миро.



10. Богословский смысл Таинства и содержание молитвословий чина Миропомазания

В Таинстве Крещения человек молитвословиями и священнодейст­виями Святой Церкви изводится «из (духовной) тьмы в чудный...свет» (1 Петр. 2, 9) Христов. Господь восполняет через него число «людей, взятых в удел» (1 Петр. 2, 9) домостроительства спасения Сыном Божи­им. Это «взятие», посвящение новокрещенного члена Церкви совершается в Таинстве низведения Святого Духа на крещаемого — Миропомазании.

Со времени Святой Пятидесятницы Божественный дар Святого Духа подается каждому вышедшему из купели Крещения. И все, к чему прикасается Дух Святой, получает печать бесценного сокровища, отблеск вечного света, отображение действия Божия. Уму человека Он сообщает дух премудрости, в сердце отверзает источник новой, святой жизни. С Его помощью познает человек дух смирения и дух силы, облекающий его «во всеоружие Божие» (Еф. 6, 11). Им он познает достоинство истинно­го последователя Христова (Флп. 4, 13), как друга Божия, которого лю­бит Господь (Прем. 7, 27—28). Все это в совокупности являет собой дар Святого Духа, открывающий «закон Бога (Слова) в его сердце» (Пс. 36, 31). Этот дар не замедлит в дальнейшем обнаружиться в стрем­лении идти тесным путем самоотвержения, «распиная плоть со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24) и делами добра являя существо веры, как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).

Таинство Миропомазания делает крестившегося обладателем духов­ной красоты, причастником «святости, и Света Невечерняго, и Божест­венной Жизни, и благоуханнейшего раздаяния даров Духа» (канон на по­вечерии Дня Святого Духа, песнь 6-я). «Дух Святый, — пишет священ­ник Павел Флоренский, — есть высшая мера святоносного одеяния ду­ховной личности, Красота и Источник Красоты, все Собою украшаю­щий».

Поэтому в Миропомазании новый член Церкви не только внутрь приемлет Духа,  но и вовне окружается Им, облачаясь с этого времени как бы в особую духовную одежду, как бы входя в «подвижное жили­ще», покрывающее, защищающее и охраняющее человека. Эта одежда знаменует особое его достоинство, будучи не чем иным, как «оболочкой славы», световым окружением существа, просвещенного Духом Святым.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что Дух Святой связывает омертвелые добродетельные действия жилами духовной силы и соединяет любовью с Богом... и тогда делает и нас послушными «возводить взоры к благодати Духа, вдохновляющей свыше и наполняющей сердца верных, и самому персту Божию, ударяющему по струнам ума и возбуждающему нас говорить» как музыкальный инструмент.

Столь высокое дарование Духа святого, принимаемого в Миропома­зании, обязывает христианина помнить слова апостола: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16).

«Святое миро, — говорит святитель Кирилл Иерусалимский, — (по призывании Святого Духа) есть Дар Христа и Духа Святого, присутствием божества Его пребывающий действительным... И когда види­мым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается».

Помазание святым Миром новокрещенного

В Таинстве Миропомазания на новокрещенного человека нисходит Святой Дух. Он дается человеку как Дар Христа, дар Его жизни. «Дух, — говорит Христос, обещая Его приход, — от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 14—15).

Дар Духа Святого возвращает человеку утерянные еще в раю духовные дарования, призывает проникнуться ответственностью о мире и заботливым отношением к людям, пробуждает желание, чтобы в них бы­ли те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5).

Полученный дар тогда станет созидательной силой новой жизни во Христе, когда она сочетается с послушанием воле Божией. И если Христос есть Помазанник, то и крещаемый получает помазание. Христос Сын, и крещаемый принимается как сын, которому Духом Святым дается участие в Жизни Небесной. О новом духовном самосознании человека, пробуждаемом в этот момент Таинства Духом Святым, молится священ­ник: «...Сам  Владыко Всецарю благоутробне, даруй тому (новокрещенному) и печать дара Святаго и Всесильнаго, и Покланяемаго Твоего Духа...»

Печать — это отпечаток на человеке Того, Кто им владеет, Кто сохраняет и защищает его целостность. Печать одновременно и знак высокого достоинства человека, ибо во Христе он становится храмом Свято­го Духа.

«Даруй ему, — молится иерей Богу, — Божественное освящение в животворящем помазании... и сохрани его в Твоем освящении, утверди в православной вере, избави от лукавого» и всех действий  его так, чтобы он «во всяком деле и слове благоугождал Тебе и стал сыном и наследни­ком Небесного Царствия». И помазует новокрещенного со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, так говорит об этом помазании: «Вы помазаны на челе, чтобы «открытым лицом» взирать на славу Господню и преображаться «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3, 18). Помазанием на ушесах вы получаете ухо для слышания Божественных Таин, о котором сказал пророк Исаия: «Он пробуждает ухо мое, чтобы я слышал...» (Ис. 50, 4). Помазание ноздрей вводит человека в единство с Божественным благоуханием мира, чтобы он мог со всеми верными сказать: «Мы — «Христово благоухание Богу в спасаемых» (2 Кор. 2, 15). И, наконец, помазание груди облекает участника Таинства «в броню праведности...», чтобы он «молился во всякое время Духом и старался о сем... со всяким постоянством» (Еф. 6, 14, 18).

Таким образом, подобно печати Таинство Святого Миропомазания утверждает новокрещенного как помазанника Божия и делает его «познаваемым от святых сил и архангел, и от всея Небесныя силы, и страшным противу всех лукавых и нечистых демонов» (молитва на освя­щение Мира).

 

Хождение вокруг купели и слушание чтения Священного Писания

Крестившиеся во Христа, во Христа облеклись — утверждает Церковь, обводя миропомазанного вокруг святой купели. Круг знаменует полноту, совершенство, вечность. Став подобным Христу — помазанни­ком Святого Духа — христианин вступает в круг, знаменуя этим вечность своего союза со Христом.

Троекратное шествие вокруг купели заканчивается для нового члена Церкви слушанием чтения Священного Писания. «Господь — Просвещение мое и Спаситель мой — кого убоюся? — вопрошает Церковь от лица крестившегося. —...Кого устрашуся?» И чтением Апостола (Рим. 6, 3—11) утверждает, что теснейшее единение со Христом достигается уподоблением Ему смертью для грехов в погру­жении в воду и совосстанием Ему в воскресении — жизнью для испол­нения Его святой воли. Через помышление «быть живым Богу» отступа­ет от человека всякий страх и утверждается желание быть верным Богу до конца.

В Евангелии (Мф. 28, 16—20) напоминается новому ученику Христову повеление Учителя и Господа: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, учаще их блюстився, елика заповедах вам. И се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века. Аминь».

Молитвы на измовение святого Мира

Некогда Крещение входило в состав пасхального богослужения, продолжавшегося целую седмицу и дававшего новому члену христианской общины опыт «праведности, и мира, и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17). Дни Светлой седмицы Пасхи были временем прикосновения к ду­ховной сущности Святой Церкви: участвуя в богослужении и слушая тай-новодственные поучения, новокрещенные просвещались умом и серцем, сподоблялись вкушать Тело и Кровь Христовы и навыкали «видеть» тайну той жизни, которую «не видел глаз, не слышало ухо, но которую «Бог уготовал любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Опыт пережитого в эти дни «таинственно и духовно закреплялся в обновленной Крещением природе человека, чтобы навсегда стать в нем действенным началом борьбы за победу «нового» содержания жизни над «старым» в нем самом, в мире и в окружающей жизни.

Церковь знает из Евангелия, что враг нашего спасения, даже по­верженный победой Христа, не оставляет попыток прельстить, если воз­можно, и избранных» (Мф. 24, 24). И возвращаясь к делам повседнев­ной жизни, новый член Церкви Христовой непременно ощутит это прельщение. И чтобы остаться ему свидетелем Христовым, провозвест­ником Царства Божия, новый христианин приходит в восьмой день в храм, где через омовение и молитву священника получает утверждение пребывать в державной крепости руки Божией.

В молитвах иерей испрашивает у Господа «божественную помощь, дабы сердце его всегда озарялось просвещением лица Божия, и да сохра­нит он неповрежденным щит веры, одежду нетления и духовную печать помазания» (1-я молитва).

«Владыко Господи, — продолжает иерей, — возложи на него руку Твою державную и сохрани его в силе Твоея благости, некрадомо обручение сохрани и сподоби его в жизнь вечную и в Твое благоугожде-ние» (2-я молитва).

И еще просит иерей Господа: «Сохрани его подвижником непобедимым пребывати от всуе вражду носящих на него и на ны, и удостой его нетленного венца победителя».

Преклонение главы перед третьей молитвой показует в новокрещенном готовность подчиниться законам веры и жизни Христовой Церкви, вступить на путь «царственного священства» (1 Петр. 2, 9). После этого снималась с новокрещенного одежда белая и возлагалась одежда повседневная, располагающая к трудам и подвигу. Сам новокрещенный окроп­лялся чистой водой. Иерей, напитав губку водой, отирал места, помазанные святым Миром.

 

Молитва на пострижение волос

Молитва на пострижение волос — это торжественный гимн Премудрости Божией, создавшей человека — венец всего сотворенного. Человек — образ и подобие Божие, гармонично сочетающий в себе духовное и телесное начала. Крестообразное пострижение волос знаменует отсечение греховной воли в принявшем Таинство Крещения и его готов­ность быть в послушании всеблагой воле Божией, открытой Господом Святой Церкви. Церковь молитвенно благословляет новокрещенного человека, как самое прекрасное творение Божие, быть в мире носителем благодати Крещения и преуспеветь в духовной жизни.

«Владыко Господи Боже... — молитвенно просит иерей, — Ты образом Твоим почтил человека. Ты боголепно устроил его тело, чтобы оно могло служить словесной душе, а весь человек мог благодарить Тебя... Через пострижение волос главы благослови раба сего и его восприемников и даждь им всем поучаться в Законе Твоем и благоугодное Тебе совершать» (1-я молитва).

И еще просит иерей у Господа благословение, чтобы, возрастая, крещенный «достиг седин старости, воссылая Богу славу, и во все дни жизни своей видел духовными очами блага Иерусалима Небесного» (2-я молитва).

Святой Афанасий Великий говорит, что крестообразное постриже­ние волос младенца напоминает родителям и восприемникам о том, что «они отдают своих младенцев в послушание Богу на веки». А святой Симеон Солунский, говоря о том же, добавляет: «После помазания свя­щенник стрижет крестообразно волосы на главе крещаемого в знамение того, что главою своею он имеет Христа, и что должен он (крещенный мужского пола) молиться с непокровенной головой... и чтобы он отверг всякий лишний помысл».

Сугубой ектенией завершается богослужение Таинств Крещения и Миропомазания. После прошений о Великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе, о братии, богохранимой стране, молитвенное вни­мание сосредотачивается на «здравии, спасении и оставлении грехов ра­бов Божиих восприемников» и на «новопросвещенном рабе Божием, имя рек, о еже сохранену ему быти в вере чистого исповедания, во всяком благочестии и исполнении заповедей Христовых, во вся дни живота его». И творится по обычаю отпуст.

 

Воцерковление

В основу обряда принесения младенца во храм полагается мысль об освящении младенца, «да свят Господеви наречется» (Лк. 2, 22—23), да

устроится из него «дом духовный» и да «приносятся им духовные жертвы, ... благоприятные Богу, Иисусом Христом» (1 Петр. 2, 5). Воцерковление, таким образом, свидетельствует, что младенец являет собой приношение Богу и поклоняется своему Создателю.

Доступ в храм Божий мы имеем через страдания за нас на Кресте Сына Божия. И новый член Церкви Христовой вводится в храм через образ креста, который начертывается младенцем при словах воцерковле­ния. Ибо всякому человеку, принявшему Крещение, предстоит взять крест свой и следовать за Христом (Мк. 8, 34).

Внесение младенца в алтарь показывает, что естественных сил природы недостаточно для введения человека в духовную жизнь. Эти силы дарует Святая Церковь в Таинствах и в богослужении.

Положение младенца на солее перед Царскими вратами свидетельствует о его посвящении однажды и навсегда Господу, ибо «не для себя живет, но для умершего за нас и Воскресшего Христа Иисуса» (2 Кор. 5, 15).

Мать, принимая своего ребенка на солее, призвана уяснить себе, что с этого момента ребенок вручен ей Самим Господом, чтобы она проявила заботу о нем духовную. Как прежде она болезновала о нем телом, так теперь ей предстоят духовно-нравственные труды, чтобы «изобразился» в нем Христос (Гал. 4, 19).

Через все священнодействия чина воцерковления, говоря словами архиепископа. Херсонского Иннокентия, человек, как неотъемлемая часть, вводится в свое великое святое целое — Церковь, чтобы и ему соделаться храмом Бога Живого. Мать, принесшая его как плод природы, прини­мает его обратно как дар благодати.109

Таким образом, крещаемый человек, духовно рождаясь в Теле Христовом — Церкви, через чин воцерковления видимо сопричисляется к храму Божию — месту молитвы и благодатного общения с Богом в церковных Таинствах. Перед ним с этого момента открывается единство жизни в единении с Церковью через постоянное участие в богослужении, в молитвах и уставах церковной жизни и особенно в Таинстве святой Ев­харистии. Без этого христианину грозит «трансплантация» — отторжение от церковного Тела из-за несовместимости духовных основ жизни. Пото­му воцерковление всегда заканчивается причащением Тела и Крови Хри­стовых Как видимого знака «сочетания Христу» и Его святой Церкви.


Вернуться в начало списка